Интервью с Марьенковым Андреем Владимировичем, 6 Дан Айкидо Айкикай (Ямада Есимитсу), 4 Дан Чудэн Мусо Синден рю Иайдо (FEI), 1 Дан Рюсин Сеути рю Иайдзюцу, 1 Дан Синто Мусо рю Дзедо (FEJ).

— Здравствуйте, Андрей! Расскажите пожалуйста, немного о вашей деятельности в Боевых Искусствах.

— Здравствуйте!
В настоящее время, я серьезно практикую четыре дисциплины Восточных Боевых Искусств: Айкидо Айкикай, Мусо Синден рю Иайдо, Рюсин Сеути рю Иайдзюцу и Синто Мусо рю Дзедо.

— Очень интересно. Расскажите немного про Иайдо, в чем смысл, и, самый главный вопрос. В современном мире мы не используем ни катану, ни бокен, мало кто об этом уже знает. Поэтому, как это может нам пригодиться в жизни?

— Мы хотели бы узнать более подробно о Вашей практике с японским мечом.

— Да, конечно. Искусство владения японским мечом называется Иайдо или Иайдзюцу. В мире существует огромное количество школ владения японским мечом.
Я практикую две из них, как вы уже поняли.
В Европейской Федерации Иайдо, где я являюсь административным директором Российского отделения, мы практикуем направление Мусо Синден рю. Наш главный учитель, Малькольм Тики Шеван, основатель Европейской Федерации Иайдо, взял за основу именно его, как наиболее строгое в этом виде искусства меча.

— Очень интересно. Расскажите немного про Иайдо, в чем смысл, и, самый главный вопрос: в современном мире мы не используем ни катану, ни боккен, мало кто об этом уже знает. Поэтому, как это может нам пригодиться в жизни?

— Исторически сложилось так, что Иайдо – это искусство вынимания и вкладывания меча в ножны, фактически мгновенная атака или защита. Такая необходимость сложилась в определенное время
развития боевых искусств (БИ), когда время реагирования имело ключевое значение на поле боя. Хотелось бы отметить, что ускорение атаки с использованием ножен не характерно для практики
применения любого другого из известных видов холодного оружия. Непосредственное взаимодействие партнеров с уже изъятым из ножен оружием называется кендзюцу (фехтование). В систему обучения Иайдо входит порядка сорока семи форм, сгруппированных в четыре уровня.

Кендзюцу — как продолжение, обязательно входит в систему обучения Иайдо.

Конечно, мы сейчас в обычной жизни не используем меч, но те же принципы, тактику, стратегию и движения мы используем и в занятиях Айкидо, которое я также практикую гораздо большее
количество лет.
Тренировки Иайдо это точность и скрупулезность движений и мыслей.

Техники Айкидо в свое время вышли из Айкидзюдзюцу, в основе которого, как и в Иайдо и в Кендзюцу, тоже лежит работа с мечом. В древние времена воинам не было большой необходимости заниматься без оружия, меч всегда был при себе. Конечно, самурай мог остаться без оружия, оно у него могло сломаться, затеряться в пылу боя…. и тогда была необходима рукопашная схватка. На какое-то мгновение, чтобы забрать снова оружие. То есть наряду с работой с оружием всегда существовало и единоборство без оружия – это тот же самый велосипед – новый не изобретали. В случае практики без оружия использовалась та же самая схема, те же самые траектории, те же вектора движений – то, что сейчас применяется, например,
в Айкидо.
Для меня работа с оружием — это основа, как проверка тех движений, которые мы делаем сейчас без оружия. То есть я, занимаясь Иайдо — занимаюсь Айкидо, нахожу ту самую «черную кошку в темной комнате».

— Очень интересно. А как Айкидо и Иайдо связано с духовным вектором развития?

— Связь конечно есть, и она велика, хотя и может показаться что векторы различные. Айкидо было создано относительно недавно, и в те, наступившие послевоенные времена необходимо было разработать такое боевое искусство, которое, с одной стороны, являлось бы боевым искусством, а с другой — вело бы не к уничтожению партнера, а сохранению, то есть искусство Мира. Но на самом деле эта идея не настолько нова, потому что в старых школах боевых искусств, практически в каждой, присутствует этот элемент, сохранение жизни партнеру, если он себя правильно ведет и может отказаться от своей атаки.

— Что в вашем понимании означает «Духовность»?

Духовность, если мы это понимаем, как производное слова Дух, Сила Духа, здесь может быть сродни понятию характер, уверенный характер. Для меня, наверное, в первую очередь, Духовность заключается в этом. Если человек имеет достаточный опыт, сильный Дух, то он имеет возможность в той же самой схватке пощадить своего оппонента, который первый атакует. Или, в бою, не отказаться от своей атаки под влиянием каких-то факторов, которые могли эту атаку сломать. Для меня Духовность в боевых искусствах имеет именно такое значение.

— Если мы отбросим атаку и схватку, понятие «Духовности» в обычной жизни. Что это?

— Я, наверное, не могу сказать. Занимаясь боевыми искусствами, через практику боевых искусств мы достигаем духовности. Постигаем духовность. Становясь сильным и уверенным, человек должен становится добрым и сострадательным. Существует в мире масса практик наработки духовности. Например, религия – одна из систем. Возможно, еще что-то. Но для нас это практика определенных движений, в которых есть история, смысл, сопряжение двух партнеров, ритм, динамика. Боевые искусства — это дисциплина и субординация, контроль и собранность. Это достаточно сложная практика, через которую человек определенно постигает и духовную
составляющую.